Питание для пранамайя коши, Дмитрий Адырхаев

Журнал Кундалини Йога

Питание для пранамайя коши, Дмитрий Адырхаев

Дмитрий Адырхаев — эксперт по аюрведической кулинарии и аюрведический повар. Знакомство с Аюрведой началось в 2002 г. Затем начал активно осваивать знания в этой области, посещал семинары ведущих специалистов, принимал участие в конференциях. С 2010 г. ведет собственные семинары по Кундалини йоги и Аюрведе.

Характерной, и, пожалуй главной особенностью аюрведической концепции здорового питания является питание Пранического тела. Сильное Праническое тело есть жизненная сила — фактически это и есть сама энергия. В самом деле, трудно представить себе этакого пранического Плюшкина, держащего своё при себе, не расходуя энергии никуда, закуклившись в угрюмой бережливости. Природа энергии – выполнять то, для чего она предназначена. А это, конечно же, совершение работы. Работа, если она не является неквалифицированной либо бестолковой, приносит пользу обществу. Получая пользу, общество начинает заботится и о том, кто ее приносит. Будучи рудиментом не сохранившегося до наших дней традиционного общества, Аюрведа стремится сделать человека полезным – следовательно, здоровым.  В здоровом теле здоровый дух – отчасти верное утверждение. Если не обобщать слово «дух» с залихватским варварским идиотизмом, приравнивая бодрость к счастью – утверждение вполне справедливо. Дух, или сплав воли с энтузиазмом, может быть здоровым – в значении хорошей циркуляции Праны, не больше не меньше. А хорошая циркуляция дает возможность работать на благо общества долго и продуктивно.

Сказанное вовсе не означает, что аюрведический рацион питания
не могут использовать сторонники либеральных ценностей. Вполне
могут. Работу ведь совершают все живые существа, вне зависимости
от мировоззренческой платформы и политических взглядов. Просто

люди, души которых ориентированы в данном воплощении не тради-
ционно, могут работать конкретно на себя – что весьма характерно

для сторонников идеи об уникальной ценности каждой личности, не-
допустимости ущемления ее прав и свобод. Здоровое праническое

тело может работать на кого угодно – на «Хозяина», на «Маму», или на
самого владельца.


В соответствии с заданным адресатом – не работать оно не может. В данном обзоре мы рассматриваем исключительно возможности дать ему работать. Не выводить его из строя, так сказать, испортив физический носитель – прежде всего неправильным питанием и нагрузками.

Поврежденное транспортное средство едет ни шатко ни валко, периодически требуя серьезной починки. Тогда мы полжизни проведем под капотом этой тарантайки, тщетно пытаясь починить ее топором своего невежества. Временами люди склонны обращаться в соответствующий сервис, что тоже обычно не приносит успеха – самопровозглашенные «мастера» осведомлены о правилах эксплуатации немногим лучше несчастного владельца.

Распадающееся человеческое тело – бомба замедленного действия. Неправильная эксплуатация тела, прежде всего дурацкое его питание – вернейший способ ускорить взрыв, так и не успев доехать куда надо. Однако не слишком сильно усугублять удел физического бытия питанием – всего лишь полдела. Очевидно, что пища самый доступный, но (или, наверно, поэтому) самый неэффективный источник извлечения праны, требующий огромных затрат с крайне низкой эффективностью. Поэтому часто даже полноценное по составу питание дает минимум энергии, либо не дает ее вовсе. И цель данного обзора – описание аюрведического подхода к стимуляции оболочки праны посредством пищи.

Полноценный аюрведический рацион включает в себя зерна, бобовые, хлебные изделия и овощи.

Термическая обработка является главным условием качественного усвоения – сырые продукты используются минимально, обычно в виде стимулирующих добавок (чатни, райты, пикули). Болезнетворным антиподом праны в теле является ее негативная сторона, тень, – Вата-доша. Доша – крайне сложноуловимое и трудное понятие, которое наиболее точно переводится как «уродство». Таким образом, чем сильнее Вата «уродует» организм, тем меньше праны он получает из пищи. Вата может двигаться либо слишком быстро – и тогда, распространяясь от физического тела к более тонким телам человека заполняет хаос; либо ее свободный ход блокируется образующимися вследствие негодной еды шлаками – и тогда доша начинает двигаться неправильно, создавая очаги будущих болезней.

Напротив, правильное движение Ваты обеспечивает оптимальную
циркуляцию праны (ещё раз обращаю внимание, что по сути это одно
и то же – если угодно, Ведомство Справедливости и Ведомство Мило-
сердия в микрокосме физического тела), и одновременно формиру-
ет крепкое тело со способностью к продолжительной, продуктивной
деятельности. Помимо улучшающей способности к усвоению термо-
обработки, Аюрведа использует специи не просто как «улучшитель
вкуса», а вдумчиво подобранные комбинации, корректирующие в
нужную сторону исходные свойства продуктов и улучшающие спо-
собность к их нормальному усвоению.

Так, продукты, выводящие из равновесия Вата-дошу – картофель, кабачки, шпинат, фасоль, все разновидности капусты – корректируются лучше всего набором специй, который я называю Вата-боекомплект. Это семена кумина, черной горчицы, куркума и асафетида. Вообще почти все специи хороши для Ваты, поскольку обычно в них преобладает острый вкус и согрева-
ющий эффект. Однако характерное для наших краев варварское ис-
пользование всего, что находится в близком доступе под рукой, по
принципу «хуже не будет» – способно как раз сделать хуже, исказив
блюдо на стадии приготовления каким-нибудь неуместным вкусом.
Помимо балансировки Вата-доши, есть и прямые способы воздей-
ствия на оболочку праны на стадии готовки. Указанные выше семена,
и вообще любые семена, выделяют прану при потрескивании во вре-
мя тепловой обработки – поэтому их пассеруют в гхи практически
всегда перед смешиванием с основной субстанцией. Далее, для того,
чтобы хлеб нес в себе максимальное количество праны, рекомендова-
но выпекать его перед каждой едой. Это могут быть различные виды
индийских лепешек из муки грубого помола, соли и воды, это может
быть хлеб собственного приготовления, кто его делает. Опять же,
хлеб с дрожжевой основой при подъеме теста становится Ватоген-
ным – что компенсируется, например, употреблением его с большим
количеством масла гхи.

Вообще, как можно больше контакта с пищей руками, есть руками всё, что можно, в рамках нашего скорректированного порывами к йоге культурного кода – верный способ подкармливать кроме физической оболочки ещё и праническую.

Само собой, благоприятная обстановка при процессе приготовления – негромкое звучание мантр или шабдов, красивая обстановка, чистота, порядок на кухне. Все это помимо прямого влияния на процесс влияет на его итог и опосредованно через правильное умонастроение повара, без которого лучше и не начинать. Как говорил в книгах Роберта Свободы агхори Вималананда, если вы не выдерживаете жара – убирайтесь с кухни. Настроение должно быть спокойным и умиротворенным, спешка и суета недопустимы, выбор блюд сделан с запасом времени и с учетом планов на день.

Есть следует медленно, тщательно разжевывая все, что во рту, практически до полного исчезновения вкуса – именно вкусы главным образом питают Пранамайя кошу


Есть следует медленно, тщательно разжевывая все, что во рту, практически до полного исчезновения вкуса – именно вкусы главным образом питают Пранамайя кошу, передавая вкушающему присущее им настроение и тонкую энергетику. Хороши размышления о своём теле и о том, что ему полезно. Пустопорожняя болтовня недопустима, лучше

вообще поменьше раскрывать рот, дабы туда не залетал воздух, обостряя, опять же, Вату. Допускаются спокойные беседы на духовные темы –
лучше в качестве слушателя, чем рассказчика. Прекрасно подойдут духовные лекции – особенно представителей школ Бхакти-йоги, лишний раз обращающих внимание на природу  Души как слуги в этом мире. Последнему также способствует самая бесхитростная молитва перед началом трапезы и самое наивное предложение пищи значимым образам божеств – это сделает процесс стряпни более ответственным, а прерогативу определить результат и позаботиться о нас делегирует высшим силам. Всякие разносящие в клочья Вата-дошу устройства типа телефона заранее депортируются в другую комнату за закрытую дверь со всеми своими ватсапами. Недопустимо вставать из-за стола до конца трапезы, ибо это крайне негативно влияет на Апана-вайю – прану, обеспечивающую выделение. Поэтому тот, кто готовит, всегда садится за стол последним. Наконец, после приема пищи тщательно полоскают рот, промывают глаза, по возможности освобождают мочевой пузырь. И, разумеется, прогулка, лучше всего час и более.

Все эти несложные приемы помогут извлечь из пищи максимум праны и минимизировать издержки. В конечном итоге, даже беззаветно

самовлюбленному Эго кое-что перепадет – вы получите от еды больше удовольствия. Другие, помимо обеда, дела оптимизируются по принципу сообщающихся сосудов. Словом, сплошная польза – на Благо всех живых существ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *