Пять пран. Автор: Александр Куликов

Журнал Кундалини Йога

Пять пран. Автор: Александр Куликов

Пять пран.

Автор: Александр Куликов

Александр Куликов (Kalyan Singh) – учитель Кундалини йоги. Практикует с 1993 года. Преподает Кундалини йогу с 1999 года. Ведет учительские тренинги Кундалини йоги в школе Амрит Нам Саровар.

Александр Куликов стал для многих первым учителем Кундалини йоги и остается любимым преподавателем, так как его лекции отличаются философским подходом, а классы вызывают глубокий отклик и переживания у практикующих.

Наша жизнедеятельность возможна лишь благодаря присутствию и циркуляции праны в теле. Прана исходит из души и входит в наше физическое тело, где разделяется на пять «ветров» или Вайю: Апана, Прана, Самана, Удана и Вьяна. Узнав о том, как влиять на действие этих пран, вы сможете контролировать перераспределение внимания, энергии, а также научитесь управлять реакциями своего организма.

Эта жизненная энергия наполняет разные системы организма и по-разному проявляется в живом теле. В своей практике мы стремимся к гармонизации ума, тела, эмоций, поэтому знание о пяти пранах — одна из базовых теоретических составляющих йоги.

Эти пять пран, отвечают за переработку всех энергий, поступающих к нам. Они активизируют эфферентную нервную систему и направляют энергию на конкретные действия, которые мы совершаем. То есть направляют энергию из мозга (обработанные сигналы из внешнего мира) в железы и мышцы, в результате мы ощущаем напряжение, эмоции, тело или обретает тонус, или теряет его; вырабатываются соки в желудке, слюна, слезы, гормоны и т.д.

Знание этих пяти пран необходимы для того, чтобы организовать правильный баланс между приходом и расходом вторичной праны. Грубо говоря, по максимуму извлекать энергию из земли, воды, огня, воздуха и впечатлений, и направлять ее на нужные дела, действия, поддерживать адекватное состояние, поведение, управлять своими реакциями. Расходовать ее на нужные дела для того, чтобы трансформироваться и просто выполнять первичную задачу по поддержанию стабильности своей реакции.

АПАНА-ВАЙЮ

Апана-вайю, расположена в области таза, связана с деятельностью двух нижних чакр и энергиями планет Венеры и Луны. Она отвечает за все, что выходит изнутри наружу: процессы выделения, выталкивание плода, семени, каловых масс. Она поддерживает мочеполовую, репродуктивную системы и всю нижнюю часть тела в хорошем состоянии. Под ее надзором происходят процессы детоксикации. Задача Апана-вайю – выводить все отработанные материалы наружу. Поэтому ее девиз, как говорил Йоги Бхаджан: «Не мешай мне жить». Если эта энергия работает плохо, отработанные вещества не выводятся, происходит зашлаковка организма. При неправильной работе Апана-вайю происходят дисфункция мочеполовой системы и проблемы с ногами.

Человеку становится трудно ходить, возникает варикозное расширение вен, воспалительные процессы в суставах. Затрагиваются важные функции, связанные с репродуктивной системой: снижение половой активности, бесплодие. Когда Апана-вайю в дисбалансе, внимание человека направлено вниз. Человек все время сосредоточен только на своем теле и своих проблемах. В мышлении этот дисбаланс проявляется как грубый юмор, речь с бранными словами. Внимание индивида привлекается пошлыми фильмами, желтой прессой, некачественной музыкой и т.д.

Для регулирования Апана-вайю сначала необходимо пройти процесс очищения организма. Для начала это могут быть клизмы, потом Шанк-пракшалана. Определенные манипуляции мышцами, такие как Мула бандха, Ашвини мудра, Ваджроли мудра (сжатие мышц вокруг ануса и половых органов) дополненные асанами на раскрытие области таза (Баддха Конасана, Эка Пада Раджакапотасана) также балансируют и гармонизируют работу этой энергии. Движения тазом, ходьба и танцы помогают улучшить кровообращение внизу и обеспечить достаточный кровоток в ногах. После того, как циркуляция этой праны в нижней части обеспечена, необходимо ее поднимать вверх. Для этого используются перевернутые позы, удержание основных йогических замков: Мула-, Удияна- и Джаландхара бандха. Особенно эффективно сочетание Мула бандхи с перевернутыми позами. Помимо физического воздействия следует стремиться к более высоким стандартам: читать возвышенную литературу, слушать классическую музыку, интересоваться искусством.

Апана-вайю активна во время сна со сновидениями.

САМАНА-ВАЙЮ

Самана-вайю находится в области живота. Она поддерживает Теджас и создает два вида огня: Теджас второго и третьего типа, а первый тип — это солнечная энергия, которая поступает извне. Саманавайю все собирает вместе и создает довольно большое давление, в результате чего возникает жар, который может проявляется как пищеварительный огонь или ясность сознания. Самана-вайю связана с третьей чакрой и энергией Солнца. Самана-вайю дает ощущение радости, веселья и энтузиазма. Когда Самана-вайю сильная – в теле все сбалансировано. Появляется особая центрированность, мобильность, ощущения точки опоры, откуда совершаются действия. Когда эта энергия находится в дисфункции, страдает пищеварительный огонь, пропадает собранность и повышается подверженность манипуляциям. Сильная, но дисгармоничная Самана-вайю дает жадность и стяжательство.

Для регулирования этой энергии хороши всевозможные практики, которые сдавливают область пупка, например, Ардха Матсиендрасана или Маричасана, качание животом, Агнисара крийя, т.е. все, что разжигает пищеварительный огонь и убирает Аму из живота.

Самана-вайю активна во время сна без сновидений.

ПРАНА-ВАЙЮ

Прана-вайю обитает в области грудной клетки и связана с третьей чакрой Манипурой. В отличие от Апана-вайю, Прана-вайю наоборот затягивает все извне внутрь. Она обеспечивает нам жизнедеятельность в окружающей среде и способность выполнять те или иные задачи. Прана-вайю управляется энергией Сатурна и связана с работой и трудом, но не в качестве получения удовольствия от плодов деятельности, а непосредственного удовольствия от самой деятельности.

Благодаря этому виду праны мы получаем главный источник энергии через дыхание и запускаем более активную работу сердца. И когда эта энергия в дисбалансе или ее недостаточно, у человека возникает апатия, ему становится сложно двигаться, каким-либо образом действовать, он подвержен стрессам, беспокойству, страхам и паническим атакам. Человек чувствует себя очень неуверенно, не способен сопротивляться внешним неожиданным факторам, какие-то незначительные события во внешней среде его буквально выбивают из колеи. Когда Прана-вайю хорошая, мы выносливы, обладаем высоким уровнем работоспособности, активны, полны энтузиазма и оптимизма.

Прана-вайю активна в бодрствующем состоянии.

УДАНА-ВАЙЮ

Удана-вайю живет в области горла, курируется планетарной энергией Юпитера и чакрой Вишудха, связана с процессами мышления и разговорной речью. Она поддерживает энтузиазм как некоторое вдохновение, воодушевление и отвечает за духовный процесс. Удана означает «взлетать», ее вектор направлен вверх, и она буквально поднимает человека с ног и дает возможность двигаться.

Фактически Удана-вайю связана с состоянием Турийя. Турийя – это состояние самораскрытия, переживания самости, которая является источником первичной праны. Первичная прана сильнее всего проявляется в Удана-вайю. Именно благодаря Удана-вайю наше сознание и душа имеют способность перемещаться из одного тела в другое, когда мы умираем. Под воздействием Удана-вайю душа выходит из тела и Удана же сопровождает ее вместе с ментальным телом до следующего воплощения. Эта прана дает человеку возвышенную цель, веру в свой высший потенциал, возможность учиться и наделяет приятным певучем голосом. Удана-вайю поддерживает на пути трансформации и преобразования. Если человек активизирует Удана-вайю, то фактически будет настроен на переживание первичной праны.

Как только Удана-вайю ослабевает, человек теряет энтузиазм, веру в высшие смыслы, впадает в апатию, что подталкивает к сильным психическим расстройствам и суицидальным настроениям.

ВЬЯНА-ВАЙЮ

Вьяна-вайю растекается по всему телу, по всем внешним и внутренним поверхностям, образуя своеобразный защитный кокон. Ее движения исходят изнутри наружу, а само название означает «Разлетаться». Она везде проникает и поддерживает целостность всего, тесно связана с таким качеством как сотрудничество, подразумевая не только взаимодействие внутренних органов между собой, но и контакт человека с внешним миром. Вьяна-вайю управляется энергией Меркурия и способствует кооперации, общению, совместному труду. Она основана на принципах дружелюбия, любви, открытости. Другая ее функция — защитная. Она защищает нас от вредных воздействий, поддерживает целостность организма и является целительной энергией.

Благодаря сильной Вьяна-вайю у человека поддерживается устойчивая конституция. Красивая фигура, хорошая кожа. В общении он гармоничен, ориентирован на сотрудничество, содружество с другими людьми. Когда Вьяна-вайю слабая, у человека теряется защита, он становится изолированным, плохо вписывается в коллектив и в контекст самой жизни. Такой человек не стабилен, он то набирает вес, то резко худеет. Задача всех пяти пран — перерабатывать весь массив информации, который поступает к человеку из разных органов чувств. И чем больше эти праны у нас проработаны, сбалансированы и гармонизированы, тем более эффективно мы используем энергию, а как максимум можем совершить трансформацию, с целью подключения к первичному источнику праны.

Когда мы знаем о роли пяти пран в ежесекундной жизни нашего тонкого и физического тела, когда понимаем, как связаны эти праны с нашим поведением во внешнем мире, нам будет проще выбирать практики и асаны, чтобы скорректировать свое состояние на причинном уровне. Корректировать действие этих пран можно не только с помощью асан, пранаям и медитаций, но и с помощью изменений режима дня, питания и т.д.

Kundalini Journal выпуск №6 «Пранамайя коша: энергия жизни» (лето 2020)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *